Что ждать туроператорам и турагентам от нового Ростуризма?
Регламент взаимодействия в экстренных ситуациях, проблемы фондов и фингарантий, а также вопросы исключения компаний из реестра туроператоров – эти темы выступления нового главы Ростуризма Зарины Догузовой эксперты обозначили как самые основные для туррынка. Речь идет о выступлении в прошлую пятницу на годовом собрании «Турпомощи», на котором, кстати, Зарина Догузова была избрана председателем наблюдательного совета этой Ассоциации.
В частности, Зарина Догузова сообщила, что Ростуризм совместно с «Турпомощью» разработал межведомственный регламент взаимодействия в экстренных ситуациях. На данный момент документ проходит согласование по всем профильным ведомствам – таким как МИД, Минтранс, Минэкономразвития, Роспотребнадзор, Центробанк и т.д. «На мой взгляд, это очень важный документ, которого не хватает для оперативного взаимодействия ведомств в случае экстренной ситуации с туристами. Полагаю, что принятие регламента ускорит процесс прохождения решений и упростит межведомственное взаимодействие», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом ожидается, что документ будет согласован уже к началу летнего туристического сезона.
Значительную часть выступления Зарины Догузовой занимали вопросы фондов и фингарантий. В частности, от главы Ростуризма прозвучало предложение обратиться в правительство для решения вопроса о приостановке пополнения резервного фонда «Турпомощи» в 2020 году, так как по оценке Ростуризма 400 млн рублей будет вполне достаточно для решения задач в экстренных ситуациях. Однако для этого необходимо, чтобы из резервного фонда ничего не было потрачено за текущий год, что может, по оценке экспертов, перечеркнуть «благие намерения». «Резервный фонд создан для оказания экстренной помощи и эвакуации туристов, никто не может прогнозировать его расходы. В случае потребности, обусловленной соответствующими обстоятельствами, указанными в федеральном законе, Турпомощь не вправе отказать туристам в экстренной помощи и средства резервного фонда будут расходоваться соразмерно потребности в эвакуации туристов. Мы все надеемся, что таких ситуаций не будет, но к сожалению, это не может быть заранее запланировано», - отметил Георгий Мохов.
Также было заявлено, что доходами, полученными в результате размещения на банковском депозите средств фондов персональной ответственности туроператоров, должны распоряжаться сами туроператоры – владельцы этих денег. «Безусловно, средства, накопленные туроператорами в фонде персональной ответственности, должны работать и приносить им доход, насколько это возможно. Сейчас проценты от размещения денежных средств, после уплаты налогов, направляются на пополнение фонда, я так полагаю, что туроператору должен быть дан выбор, он вправе сам решить, как распоряжаться доходами - забрать их или увеличить фонд. Однако принципиально это проблему не решает, всё равно значительные денежные средства выводятся из оборота бизнеса, и размещение в депозитах — это скорее моральное удовлетворение, чем материальное», - оценил ситуацию Георгий Мохов.
Что касается фингарантий, то по информации Зарины Догузовой, Ростуризм уже направил Центробанку письмо с просьбой превентивно определять «рискованных» страховщиков. По оценкам экспертов, это все-таки полумера. «Этой проблеме уже не один год и решить ее ведомственным способом невозможно. Да, ЦБ может предоставить перечень страховщиков надежных и не очень, но это никак не мотивирует самих страховщиков работать с туроператорами, притом, что страховщики полагают эту сферу деятельности слишком рискованной. Нужно понимать, что страхование - это услуга, её должен предоставлять страховщик, а принудить его к этому невозможно», - подчеркнул Георгий Мохов. По его оценке, необходимо разрабатывать и вводить механизмы, снижающие риски данного вида страхования, например то, что просили страховщики - франшизу, ограничения по выплатам, дополнительные поручительства и гарантии третьих лиц и прочие методы.
«Сейчас механизм страхования ответственности туроператоров по сути «пресекательный», то есть исполнить требования закона практически невозможно, поскольку основные фигуранты этого процесса - страховщики, не заинтересованы в данном виде страхования, для чего либо устанавливают нереальные тарифы, либо вовсе отказывают в страховании. Для новых туроператоров и для туроператоров, исключенных из реестра, установлен неисполнимый размер страхования в 50 млн, что является избыточным требованием и приводит к принудительному сокращению числа участников рынка», - подчеркнул Георгий Мохов.
Вариантом решения может выступить также предложенный главой Ростуризма гибкий механизм страхования ответственности: «Чем гибче, тем лучше. Необходимо вводить большую дифференциацию размера страхования, внедрять иные способы обеспечения исполнения обязательств - поручительство, депозиты, гарантии в совокупности и на выбор туроператора. Надеюсь, что законодательные инициативы будут разработаны и внесены достаточно оперативно, чтобы успеть принять новые нормы к следующему продлению фингарантий», - отметил Георгий Мохов. Впрочем, по его словам, учитывая процедуры прохождения законов через Госдуму – а поправки к федеральным законам принимаются, как правило, минимум полтора-два года, чтобы ускорить этот процесс, нужно включать серьезное лобби. «Но надеюсь, что у нового руководства Ростуризма всё получится», - добавил собеседник.
«Проблемы, обозначенные Зариной Догузовой, действительно актуальны на рынке не первый год, и позиция Ростуризма по ним очень важна», - дополнила Наталия Осипова, исполнительный директор Альянса Туристических Агентств (АТА).
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
В Венеции отложили «плату за вход» до сентября
При сходе лавины в горах Алтая погибли 7 туристов
Туристы, желающие посетить Форментеру на своей машине, уже могут получить разрешение на въезд
Оман официально внедрил электронные визы для российских туристов
Эксперты пояснили причины экстремально дешевых туров в отчетности туроператоров